Любой производитель, создавая сеть дистрибьторов, ставит перед собой задау "быть ближе к покупателю" при минимальных общих затратах и инвестициях, и в итоге получить рост прибыли. И становится вдвойне обидно, если бизнес-процессы, происходящие внутри диллерской сети, приводят к замедлению процессов поставки товара конечному потребителю - исходная цель не достигается или достигается не полностью.
Наибольшее распространение получили две модели управления сбытом:
В решении задачи оптимизации бизнес-процессов в сети дистрибьюторов, построенной по любой из этих моделей, как нельзя лучше применимы технологии EDI.
При традиционной модели дистрибьютор осуществляет ЗАКАЗ (ORDERS) товара у производителя, а производитель осуществляет отгрузку товара, сопровождаемую УВЕДОМЛЕНИЕМ ОБ ОТГРУЗКЕ (DESADV). В зависимости от особенностей, в каждом конкретном случае могут присутствовать и другие документы - ОТВЕТ НА ЗАКАЗ (ORDERSP), УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРИЕМКЕ товара (RECADV) и т.п.
Схема обмена EDI-документами выглядит следующим образом:
В данной модели сбыта без современных технологий обмена данными обойтись невозможно, но при их использовании модель VMI дает огромные преимущества перед традиционной. Первый раз модель VMI была опробована в 1992 году одним из крупнейших производителей спиртных напитков Whitbread Beer Company (WBC). В то время Уитбредская компания снизила запас продукции с 8 до 4 дней, а уровень сервиса возрос с 98,6 до 99,3%.
В данном случае поставщик имеет доступ к информации о запасе дистрибьютора, и создает за него заказы на закупку. При таком сценарии уже можно использовать понятие Collaborated Forecasting, Stock and Replenishment Planning или совместное с поставщиками и дистрибьюторами прогнозирование, планирование запасов и пополнения. Именно своевременное получение точных данных о запасе дистрибьютора позволяет получать выгоды от использования VMI и именно этот вопрос призвана решить технология EDI.
Схема обмена EDI-документами выглядит следующим образом:
При любой модели диллерской сети всем участникам процесса доступны варианты работы как при помощи интеграции с информацинной системой, так и при помощи Web-доступа. Это позволяет включать в автоматизированные процессы как крупные логистические центры, так и небольших региональных дистрибьюторов и даже конечных покупателей.